Православный журналист
В данном разделе публикуются проекты, подготовленные воспитанниками обьединения "Православный журналист"
Храм Успенья Божьей Матери
Значительная часть населения и не подозревает, что в нашем городе была церковь Успенья Божьей Матери. Она находилась рядом с храмом иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». И так получилось, что история этого храма неразрывно связана с церковью Успенья Пресвятой Богородицы, но в тоже время как бы затмевает её.
Храм Успенья Божьей Матери был построен в 1901 году во время реконструкции Скорбященской церкви. Когда же работы по расширению храма были закончены, в Успенской церкви проходили богослужения в будние дни. В ней также располагались иконный склад, библиотека и школа грамоты для взрослых. В Костромских Епархиальных Ведомостях она называется особым явлением. В 1908-1909 учебном году школу посещали 10 мужчин и 50 женщин в возрасте от 15 до 45 лет. Занятия вели настоятель Фёдор Даниловский и его дочь Елена, окончившая Костромское епархиальное училище. Занятия шли с 9 утра до 11. 30 и с 17.00 до 19.30.
Интересна история храма и в годы советской власти. После закрытия Скорбященского храма, служба в Успенской церкви продолжалась ещё шесть лет. Храм Успенья Пресвятой Богородицы был закрыт 14 августа 1938 года, а Скорбященский в августе 1934 года. Дело было представлено так, как будто община сама отказалась от помещения. Власти предъявили веские «аргументы»: священник и председатель двадцатки были арестованы(Архивный отдел администрации Фурмановского муниципального района Ф.30. Оп. 1 Д. 17 Л.20). Председателем двадцатки был Михаил Александрович Белов.
Власти долго решали, как использовать помещения двух церквей. В храме иконы Божьей Матери планировали открыть вокзал (Протокол заседания Президиума Середского городского совета от 20 мая 1934 года). Но 25 ноября 1934 года было решено разместить в храме молокозавод. В Успенской Церкви или в народе Малой в начале были квартиры, а с 4 сентября 1939 года здание было передано молокозаводу.
Цветкова Мария,
Шарова Юлия
воскресная школа
Научный руководитель: кандидат педагогических наук Воробьёв С.В.
______________________________________________________________________________
РИЗА ГОСПОДНЯ
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части и хитон. Хитон же был не сшитый, а весь тканный сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет. Да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде моей бросали жребий. Так в Евангелие от Иоанна начинается история Ризы Господней, а продолжается она до сих пор.
Кто же был тот воин, которому досталась Риза Господа Нашего Иисуса Христа. Существует несколько версий. Согласно первой, Риза Господня воину-грузину. Имя этого воина Элиос. По грузинскому преданию это был паломник. Когда Элиос вернулся домой, то встретившая его сестра Сидония, взяв из его рук святыню, прижала к груди и умерла. Никакие усилия не позволили вырвать из ёё рук Ризу. Сидонию похоронили вместе с ней в царском саду. Над могилой вырос огромный кедр. Правнук Элиоса открыл, что под этим кедром скрыта Риза Господня. Святыня была вынута из могилы и в драгоценном ковчеге хранилась в Мцхете в соборном храме. В 1619 году персидский шах Аббас похитил Ризу и привёз её в дар в Москву царю Михаилу Фёдоровичу. Хранится Риза в Успенском соборе Кремля. Русские власти не сразу приняли такой дар. Патриарх Фёдор Никитич собрал о ней достоверные сведения. Затем Риза хранилась в киевском Софийском соборе, две части в Санкт-Петербурге, одна в Ярославле.
19 августа мы посетили храм Ильи Пророка Ярославля, в котором долгое время хранилась святыня. Храм был построен в 1647-1650 годах на месте двух деревянных храмов на средства купцов Скрипиных. Согласно ярославской легенде братья Скрипины были потомками высланных Иваном Грозным новгородцев. Церковь возводили три года. По завершению строительства патриарх Иосиф подарил храму частицу Ризы Господней. Специально для этой святыни братья выстроили Ризоположенский предел.
С 1920-х годов частица Ризы считалась утраченной. Однако она была найдена в запасниках Ярославского музея. Для этой находки был изготовлен новый ковчег. Сейчас частица Ризы Господней хранится в Толгском монастыре.
Богоявленско-Анастасьинский монастырь Костромы как центр формирования педагогической династии Архангельских
Академик Д.С. Лихачёв писал, что в истории существуют пусть и слабые, но удивительные связи. Правоту этих слов подтверждает изучение родословных учителей школы № 7 города Фурманова. На протяжении нескольких десятилетий в школе преподавал химию Пётр Иванович Архангельский. Он очень рано остался сиротой, а заботу о нём и о других его братьях и сёстрах взяла тётя, Екатерина Васильевна Архангельская. Более тридцати лет она работала учительницей в селе Фряньково. Всю свою жизнь она творила добро. На свою небольшую учительскую зарплату закупала лекарства, которые бесплатно раздавала бедным односельчанам. Для детей, живущих в отдалённых деревнях, был открыт интернат. В каких же условиях воспитывался этот удивительный человек? Екатерина Васильевна Архангельская родилась в 1867 году в селе Перепелицыне Нерехтского уезда. У неё была очень тяжёлая судьба. Рано лишившись отца, Екатерина Архангельская по прошению матери была определена в Богоявленско-Анастасьинский монастырь. Как же повлияла эта обитель на её характер? Уже из названия монастыря видно, что он соединил историю двух святых мест: Богоявленского и Анастасьинского Крестовоздвиженского монастырей. Богоявленский монастырь был основан учеником Сергия Радонежского преподобным Никитой, а Анастасьинский дочерью Дмитрия Донского Анастасией.
Богоявленский монастырь был знаменит двумя чудотворными иконами: Феодоровской и Смоленской-Костромской. Последняя была написана знаменитым изографом Гурием Никитиным, чтобы оградить город от моровой болезни. Почему на эту икону возлагали такую надежду? Дело в том, что в Шуе была написана в 1654 году Смоленская икона, после освящения которой, в городе неожиданно прекратилось мировое поветрие. Смоленская-Костромская икона считалась хранительницей здоровья монахов и жителей Костромы.
Как же объединились две эти обители? В 1847 году Богоявленский монастырь сгорел, и вскоре был упразднён. Почти через двадцать лет в него переехал Анастасьинский монастырь. Очень много для церкви сделала игуменья Мария. Именно она была настоятельницей обители, когда там жила Екатерина Архангельская. При игуменьи Марии было возобновлено много церквей, очищен и углублён монастырский пруд. Но самое главное состоит в том, что она создала атмосферу истинной любви к ближнему. При монастыре были открыты больница для бедных с курсами сестёр милосердия, шестиклассная школа для девочек, богадельня и бесплатная аптека. Сёстры милосердия этого монастыря на фронтах русско-японской и Первой мировой войн спасли немало жизней.
Основано на материалах изысканий Хохлова Ильи и Селиваной Анны