История храмов благочиния
Краткая история храмов Фурмановского района
Братья и сестры, чтобы просмотреть список погребённых на разрушенном кладбище у стен храма Покрова Божией Матери (сейчас на этом месте рынок), зайдите в раздел Документы, а далее откройте вкладку "Список погребённых у стен храма Покрова Божией Матери"
Действующие храмы
Храм Дмитрия Ростовского села Вязовское (действующий)
Ранее на месте храма находился деревянный Воскресения Христова (построен в 1774 году). В храме было три престола: в память празднования обновления Воскресения Христова, Святителя Дмитрия Ростовского и преподобного Сергея Радонежского.
Современный храм построен в 1874 году старанием прихожан, больше купца первой гильдии города Иваново-Вознесенска Захария Леонтьевича Кокушкина.
Судя по материалам Костромских Епархиальных ведомостей, со 2 октября 1885 года при храме была открыта школа грамоты. Занятия вели священник Павел Веселовский и его жена Юлия Веселовская, окончившая курс училища при Богоявленском монастыре Костромы.
На западной части храма сохранилась надпись: «храм сей украшен стенною живописью в 1911 году по благословению Преосвященного Виссариона Епископа Костромского и Галичского старанием священника отца Павла Николаевича Веселовского, церковного старосты Афанасия Власовича Долотова и усердием прихожан, исполнил живопись Морозов.
В 1930- е годы был храм закрыт. В нём расположился склад. В 1948 году храм планировалось снести, но с Божьей помощью удалось избежать трагедии.
Около храма похоронен русский поэт Михаил Александрович Дудин
Свято-Троицкая церковь села Домовицы
Среди высоких вековых лип, в центре села Домовицы, стоит храм “Святой Троицы”. Он был построен на средства “Почётного гражданина” и купца первой Гильдии г. Иваново-Вознесенска – Александром Фёдоровичем Зубковым, в 1874 году и в том же году (15 сентября) была освящена Архиепископом Костромским и Галичским Платоном.
Из документов Костромской духовной консистории известно, что до постройки в селе Домовицы церкви, здесь имелась старая часовня. В 1860 году был построен первый храм, который в 1869 году был полностью уничтожен пожаром вместе с церковной утварью и всеми документами. Благодаря чьим пожертвованиям строился храм, и каким он был – этой информации в архиве не сохранилось.
В горько памятный – пожарный 1869 год – тем же доброхотным купцом А.Ф. Зубковым был построен дом, в котором 17 июня при церкви открыли земскую школу. В 1883 году в ней обучалось 27 мальчиков и 18 девочек. По статистике: в 1897 году – значилось 196 жителей, в 1907 году – 506 жителей (69 дворов), а в 1993 году – 37 домов.
Александр Фёдорович Зубков (18.11.1842 г. – 28.04.1881 г.) был внуком основателя мануфактуры, выросшей в современное предприятие АО “Фатекс” (бывшая фабрика им.Дзержинского) – крепостного графа Шереметьева – Пётр Афанасьевич Зубков.
В 1863 году Пётр Афанасьевич принимал в своём доме сына Александра II, наследника престола цесаревича Николая, посетившего во время своего путешествия по России село Иваново и Вознесенский посад. Николай Александрович побывал в храмах и на текстильных предприятиях, и отдыхал в особняке Зубковых. Хозяева же, оказавшие радушный приём царственной особе, навсегда сохранили память о великой милости. С тех пор в доме, в гостиной, на видном месте в серебряной рамке висело фото Государя Наследника в Бозе-почившего. На ней была вырезана надпись: “Собственноручный подарок Государя Наследника, 1863 года июля 3го дня”. Зубковы были не только крупными предпринимателями, но и известными благотворителями! Значителен их вклад в создание Вознесенской церкви, главного храма села Иваново, освящённого в 1851 году. Построенная по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона, она напоминала храм Христа Спасителя в Москве. Старостой там был отец А.Ф. Зубкова – Фёдор Петрович Зубков. Через 6 лет он на свои средства выстроил возле храма шатровую колокольню с аркой. Александр Фёдорович жертвовал деньги на украшение храма Ново-Талицкого погоста, в пользу Вознесенского мещанского общества, в помощь больным и бедным.
Часть II.
Во время возведения храма “Святой Троицы” в селе Домовицы, купцом А.Ф. Зубковым в 1870 году «из существующей в Домовицах издревле деревянной часовни» был устроен Молитвенный дом с церковью во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Освящён 18 октября того же года. Свято-Троицкий храм был выстроен из камня, с каменной колокольней и каменной оградой (к сожаленью ограда не дожила до наших дней). Храм очень красивый: объёмная композиция церкви состоит из четверика основного объёма, двух небольших пределов и колокольни, соединённой с церковью небольшим переходом. Внешний декор постройки выполнен в классическом русском стиле. Основной деталью оформления являются массивные наличники, обрамляющие тройные окна фасадов и арки колокольни. Колокольня двухъярусная – квадратная в плане, увенчана шатром с ребристой главой. Помещение храма, аспиды и трапезной составляют единый объём благодаря широким арочным проёмам между ними. Храм был белый, похожий на корабль, а молитвенный дом был деревянный, с деревянною колокольней!
В архиве сохранилась только одна ведомость о Троицкой церкви с. Домовицы за 1915 год. В ней подтверждается, что она действительно была выстроена в 1874 году тщанием почётного гражданина г. Иваново-Вознесенска Владимирской губернии – А.Ф. Зубковым. Престол в церкви во имя Святой Живоначальной Троицы, с деревянным молитвенным домом во имя Благоверного князя Александра Невского. Утварью и книгами была обеспечена (в церковной библиотеке было 110 томов и 45 названий).
Из той же ведомости мы узнали, что с 1914 года в Троицкой церкви служил священник Геннадий Родионович Иванчев, выпускник Костромской Духовной семинарии. Награждён медалью к 300-летию дома Романовых. Был определён законоучителем Домовицкого начального народного училища, женат, имел пятерых детей.
Псаломщиком с 1913 года служил Александр Иванович Преображенский, выпускник Кинишемского Духовного училища. Так же награждён медалью к 300-летию дома Романовых, женат, имел семерых детей.
Церковным старостой, с 1908 года, был Евгений Семёнович Благовещенский из рода духовного, так же награждён медалью к 300-летию дома Романовых, женат, детей не имел. Обучался в подготовительном классе Костромской Духовной семинарии.
К большому сожалению, все остальные ведомости были уничтожены пожаром 1982 года, в Костромском Государственном Архиве, но нам стало известно, что у алтаря храма похоронены два священника: Павел Маликовский и Николай Александровский. Вечная им память!!!
Часть III.
Больше полувека действовал храм, люди ходили на богослужения, молились, крестились, венчались, а в 1930 году храм закрыли и отдали на баланс колхозу «Путь Ильича». Там была конюшня, зернохранилище и кролиководческая ферма, храм и фундамент и стены стали разрушаться, храм Божий был осквернён!
По Божьему промышлению, в 1997 году, храм возвратили Ивановской епархии практически в разрушенном состоянии. Вот уже 9 лет, беззаветного служения о.Василия на этом не лёгком месте. Все свои силы, всё своё время он отдаёт служению Господу и восстановлению разрушенного храма, но из-за катастрофической нехватки средств храм до сих пор находится в плачевном состоянии.
Храм Успенья Пресвятой Богородицы
(Дуляпино)
(действующий)
В 1883 году в Дуляпине была построена часовня. Позже к ней были пристроены трапезная и алтарь.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3." стр. 338
Фото Александра Богданова
Храм Преображения Господня села Медведкова
(действующий)
Первое упоминание деревни Медведково относится к 1517 году. Как село оно упоминается в середине 16 века, а значит, и первый храм был построен в это время. В 1579 году село переходит к Троице-Сергиевскому монастырю.
На месте деревянной обветшавшей церкви в 1770 году на средства прихожан строится каменный Преображенский храм. В храме было два престола: во славу Преображения Иисуса Христа на Фаворе и в честь преподобного Симеона Столпника. В последствии был освящён ещё один престол в честь Александра Невского. При храме с 9 ноября 1885 года действовала школа грамоты. Занятия в ней проводил священник Александр Ильинский, дьякон Пётр Дроздов и учительница Александра Введенская. В конце 19 века старостой храма был крестьянин Фёдор Васильевич Поляков.
В годы советской власти храм был уничтожен. С инициативой о закрытии храма выступили колхозники деревни Шульгино. 24 января 1941 года Исполком Ивановского облсовета закрыл храм. Долгое время здание храма использовалось как зерносклад. Затем был разрушен. Последним настоятелем был Евлампий Преображенский.
На месте разрушенного храма был построен новый.
Храм Михаила Архангела села Михайловского
В нескольких километрах от города Фурманова находится удивительная церковь с белоснежными стенами и высокой шатровой колокольней. Не менее удивительна и история этого храма. Прихожане храма Михаила Архангела исследовали книгу С. Шумахова «Костромские сотницы» и пришли к выводу, что первая церковь в селе Михайловское была основана монахами Костромского Ипатьевского монастыря. Первое упоминание об этом событии относится к 1565 году.
Интересна история этих мест и в начале 17 века. В селе Ильинском (менее километра от Михайловского) жили монахи, которые, чтобы не отдавать церковные ценности полякам, спрятали их в пещере горы Хохлиха. Вот так свято хранили наши предки свою культуру.
Современное же здание храма было построено в 1819 году на месте ветхого деревянного (1701 год).
Интересно отметить, что во времена советской власти храм этот не был закрыт. Когда во время войны в селе не было священника, трое прихожан ездили к Сталину с просьбой прислать иерея. Глава государства ничего не ответил, но вскоре в Михайловское прислали священника. Благодаря архивным материалам удалось выяснить судьбу некоторых священнослужителей. В 1930-1933 годах в храме служил отец Александр (Богославский Александр Венедиктович). Он родился в 1885 году. С 1924 году служил в Вознесенском храме города Середа. 1 марта 1933 года вернулся в Вознесенский храм. В 1922 году был осуждён за сопротивление власти. С 15 января 1944 года служил отец Николай (Никольский Николай Владимирович). Он родился в 1881 году. В 1914-1931 служил в Строевой горе. В 1931-1933 годах в Селе Котунино Ивановского района. В 1933-1937 в Строевой горе. С 1939 года сторож при ивановской базе главтабак и эвакопункте.
Но самым удивительным является настоятель храма в 1955-1973 годах Леонтий. Личность этого человека удивительна. Поражает его верность идеалам своей культуры. После 1917 года церкви в нашей стране закрывали, от людей требовали отречься от веры. За своё служение Богу он трижды сидел в тюрьме. Отец Леонтий подвергался страшным унижениям, от него требовали отказаться от Христа. На все мучения Леонтий отвечал: «Христос Воскресе». Его будили по ночам и выводили на улицу в дождь и в снег, пугали расстрелом.
Даже людям, которые его оскорбляли, он предлагал любовь и прощение. Он искренне молился обо всех своих врагах, понимая, что насилием и ненавистью ни один вопрос не решить, что зло порождает только зло. Многие прихожане говорили о том, что Леонтий Михайловский мог предсказывать будущее.
За свою веру в Бога, искреннюю любовь к людям в 2000 году Леонтий Михайловский был причислен к лику святых.
Храмы города Фурманова
Храм Вознесения Господня город Фурманов
(действующий)
Информация с сайта храма Вознесения Господня.
История древнейшего ядра современного города-села Упино теряется в глубине веков. До нас дошли сведения, причем очень скудные, о том, каким оно было в начале 17-го века, когда уже носило двойное название — Середа-Упино. «7135 год, 7136 — 7139» (1627 год, 1628 — 1631 от Р.Х.). За князем Димитрием Мамстрюкович Черкасским в поместье по возной грамоте 1624 года числилось село Терентьева-Середа без — и в селе на государеве земле церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. По всей вероятности, храм сначала был деревянным. В селе же торг съезжий, и на торгу 20 полков да 15 скамей. А торгуют в неделе в среду, а тамгу собирают откупщики, а откупают ту тамгу в Москве, в Костромской четверти. А в селе же кабак на откупу, а откупают тот кабак боярева князя Димитриевы — Мамстрюковича Черкасского села Середина в Москве из новыя --...
Таким образом, в названии этой довольно крупной вотчины князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, расположенной на торговом тракте Нерехта — Шуя, отразилась самая примечательная черта жизни села - «торг съезжий», устраивавшийся в среду. Название села Упино произошло от притока реки Шачи речки Упы, на которой оно расположено. Позже, когда Упино оказалось на середине торговых путей из села Иваново до Волги и от Шуи до Нерехты, к имени села прибавили слово Середа. С 1688 года Середа — Упино принадлежит князю Федору Юрьевичу Барятинскому, а с 1701 года его вдове, а затем его сыну, генерал-майору Ивану Федоровичу Барятинскому, сподвижнику Петра I. Позднее село перешло к Елене Ивановне Бибиковой, сестре декабристов Сергия и Матфея Муравьевых-Апостолов, а с середины 19 века его владельцем стал историк Д.Н. Бантыш — Каменский.
Церковь Вознесения Господня, каменная, с такой же колокольней, построена на месте пришедшей в ветхость деревянной, впервые упомянутой в 1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитию генерал-майора княза Ивана Федоровича Барятинского. Велено ему в вотчине его, в селе Середе — Упине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещенья Пресвятой Богородицы. В 19-м веке храм был расширен, пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Вероятно, тогда же правый придел Благовещенья был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым, и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце 19-го века. Другое находится в полуверсте от церкви, и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летнем — во имя Вознесения Господня, в зимнем — левый в честь Покрова Божьей Матери, а правый — в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Местной святыней храма был образ Кипрской иконы Божьей Матери весьма древнего письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь, в храме, монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву, для сбора на обители Кипра. Средства церкви составляли: а) Капитал в билетах, на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) Доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) Каменные весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 Га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 рублей 66 копеек церковных сумм имели специальные назначения следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 100- рублей на отопление церковно-приходской школы; в) % с 500 рублей в пользу певчих-девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; г) % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 35 рублей шли на поддержание памятников Чирковых (родственников князей Черкасских, которым до 1688 года принадлежало село Середа — Упино); ж) % с 3000 рублей на ремонт храма. Расстояние от храма до Костромы — 55 верст (1верста = 1 км. 63 м.), до Нерехты — 50 верст. Почтовая железнодорожная станция в версте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в полуверсте; Успенская села Никольского-Горицких — 2 версты; Всехсвятская села Широково — 3 версты.
Причт: священник и псаломщик. Средства причта: 1) Жалование от казны в год священнику — 70 рублей 56 копеек. Псаломщику — 23 рубля 52 копейки. 2) Проценты с капитала в билетах на сумму 9083 рубля 34 копейки; 3) Арендная плата за 18 десятин земли — 360 рублей в год. 4) Доход от богослужения и треб — священника: 581 рубль 25 копеек в год, псаломщика: 193 рубля 75 копеек. Помещения для причта были приходские. Церковной земли было в пользование причта: пахотной — 30 десятин, сенокосной — 3 десятины, усадебной — 1 десятина, 40 квадратных сажен. Вся земля удобна. На землю имелся план и межевые книги. Прихожан на приходе было 314 человек мужского пола и 380 человек женского пола. Приход был частью фабричный и частью торговый. В приходе было 3 семьи раскольников Федосеевского толка. Приходских селений — одно на расстояние одной версты от храма. Препятствий к сообщению не было. Школ в приходе было две: церковно-приходская и земская. Церковно-приходскую школу основал по желанию крестьян учитель, а затем священник села Середа — Упино Петр Васильевич Звездкин (отец краеведа А.П.Рязановской). Преподавателем была опытная учительница. В школе проходили чтения на Русском и Славянских языках, арифметику (4 действия), рукоделие и другие предметы. Каждый день велся журнал успеваемости детей. 4 года в школе преподавала одна из первых учительниц А.П.Рязановская, известная в Костромской губернии как ученый и краевед, кстати, в Вознесенской церкви Рязановская крестила Г. Соловьева, проживающего на улице М.Середская. Позднее, как крестному сыну она передала ему часть архива.
В Вознесенской церкви крестили и Дмитрия Фурманова (он провел в Середе первые 6 лет своего детства).
Недалеко от дома Медведева, где квартировала семья Фурманова, на двух столбах были подвешены металлический шарик и пластина. Сторож, проходя ночью около них, периодически ударял металлическим шариком по металлической пластине, извлекая тем самым сильный звук. А на самой колокольне церкви висел большой колокол, звон которого был слышен далеко в округе. В непогоду, особенно зимой, в бурю, в ночное время, священник о. Петр Звездкин зажигал со своим помощником на колокольне церкви фонарь, и через определенный промежуток времени ударял в большой колокол. От колокольного звона было жутко. Но заплутавшие путники (дороги заметало) на другой день приходили и благодарили его за доброе дело.
В 39 году ХХ-го века служба в церкви прекратилась. Колокола были сняты. Сам храм обезглавлен. В здании долгое время размещались механические мастерские.
Краевед А.Петров «Новая жизнь» 1995 год.
Об отце Петре Звездкине
Звёздкин Петр Васильевич (1832 – 10 июля (ст. ст.) 1902 г.).
Родился в селе Пахтаново Макарьевского уезда Костромской губернии в семье дьякона. В селе был храм Рождества Пресвятой Богородицы 1834 г. постройки. Учился в Костромской семинарии, часто вспоминал учителя Голубинского. Семья была большая, и все имели разные фамилии (видимо, были священниками и принимали другие фамилии).
«Костромские епархиальные ведомости» за 1902 г. сообщали о кончине Петра Васильевича 10 июля 1902 г. (по старому стилю) в возрасте 70 лет. В 1854 г., после окончания Костромской семинарии был посвящен к Вознесенской церкви села Середа. С тех пор сорок семь с половиной лет служил в одном приходе, который до прихода отца Петра отличался особой бедностью и малочисленностью. Всей губернии отец Петр был известен как неподкупный ратоборец против раскола, который особенно держался в уезде благодаря местным фабрикантам-старообрядцам.
Говорилось в некрологе и о том, что отец Петр был примером для своих прихожан во всем. Они ждали его знака к началу пахоты, жатвы, молотьбы и других с/х работ. В своих воспоминаниях об отце его дочь Александра Петровна Рязановская пишет о том, что Петр Васильевич занимался агрономией. Имея довольно большой клин земли, крестьянствовал сам, совмещая земледелие со служением Богу. Он привозил новые сорта ржи, пшеницы, ячменя, овса. Испытывал их на своей земле и внедрял в хозяйство середчан. Им впервые была заведена новая кормовая культура – вика. Петр Васильевич сам пахал и сеял, косил, молотил и справлял всю крестьянскую работу. Урожай по воспоминаниям дочери был отменным.
Из детства у Александры Петровны сохранились воспоминания о том, как отец во время бурь и метелей, в темные зимние ночи, вместе с церковным сторожем часами стоял на колокольне, продуваемой со всех сторон ветром, и звонил в большой колокол, подавая знак всем, кто был в это время в дороге, чтобы путники знали, в каком направлении надо двигаться к человеческому жилью. Не одну человеческую жизнь спас таким образом священник Звездкин. А утром он открывал храм и, как всегда, обращал к Богу свою благодарственную молитву.
На свои собственные средства Петр Васильевич построил рядом с храмом церковно-приходскую школу для девочек. И это было не случайно. Священник понимал, как важно именно в девочках воспитывать всё лучшее, ибо они будущие домохозяйки и матери, которые передадут свою веру и знания детям и внукам. В этой школе он преподавал сам и нанял опытную учительницу, которая вела уроки арифметики и чтение на русском и славянском языках. Дело шло хорошо, вспоминала Александра Петровна.
Кроме школы и занятий агрономией Петр Васильевич интересовался древней историей и часто ходил с учениками к деревне Верино, к речке Поварне, где проводил археологические раскопки.
Но главным было, конечно же, богослужение. Долгие годы отец Петр был благочинным (помощник епископа). Более семи тысяч рублей собственных денег он израсходовал на благоустройство храма и школы.
1893 г. Петр Васильевич Звездкин отпевает в храме Вознесения Господня сына фабрикантов Павловых Володю, случайно застреленного отцом.
1891 г. - Петр Васильевич Звездкин крестит будущего писателя Дмитрия Фурманова (26 окт. ст. ст. – 7 нояб. нов. ст.), о чем есть запись в церковной книге, которая находилась в Областном архиве г. Иваново.
Размышляя о жизни этого человека, невольно задумываешься над тем, сколько людей отец Петр крестил в православие за свои 47 лет служения Христу. Сколько отпел, провожая в последний путь, сколько выслушал исповедей, сколько человеческих судеб соединил обрядом венчания. Шли к любимому батюшке сотни людей со своей радостью и печалью. И для всех находил добрый и умный пастырь слова утешения, надежды и поддержки.
Предчувствуя близкую кончину, Петр Васильевич просил провести обряд захоронения как можно скромнее. Но, как писали «Епархиальные ведомости», любовь к нему семейных и расположение почитателей не могли мириться с его желанием. Два ценных венка от прихожан и купеческого дома Чирковых были возложены на его могилу. И два прекрасных венка из живых цветов от дома фабрикантов Павловых были возложены на гроб почившего. 19 священников с другими членами причта участвовали в погребении умершего. Так высоко были оценены труды простого священника Костромской епархии купечеством и фабрикантами. Простые люди искренне плакали, провожая своего батюшку в последний путь.
Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»
(действующий)
История церкви берёт своё начало с 1886 года, когда основатель фабрики Иван Иванович Скворцов решил выстроить для своих рабочих церковь. Её возведение закончилось очень быстро, и 12 июня 1887 года она была освящена в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости». Долгое время было неизвестно, что же заставило Ивана Ивановича построить храм. В 1886 году у фабриканта Скворцова скоропостижно скончался сын Николай. Может быть, это событие и подвигло Ивана Скворцова построить храм. Вскоре в январе 1892 года на семьдесят втором году жизни умер и его отец. Фабрики перешли в руки единственной дочери Скворцова, Матрёне и её мужа, Петра Александровича Павлова. Они расширили храм до размера собора, вмещавшего 2-2,5 тысячи человек. Почему же было решено построить новый красивый собор? Изучим биографию П.А. Павлова.
Смерть сына заставила над многим задуматься. В 1893 году Пётр Павлов случайно застрелил своего одиннадцатилетнего сына Володю. Мы знаем, что вторая половина жизни Петра Павлова была посвящена благотворительности. Он построил училище в нашем городе, выделил огромную сумму денег для создания библиотеки в Московском университете. Одним из таких благих дел стало расширение храма до размеров собора. Пока шла реконструкция храма, в 1901 году для верующих был выстроен небольшой храм в честь Успенья Божьей Матери. В нём совершались богослужения в будние дни. В здании храма располагались церковная библиотека, иконный склад, школа грамоты для взрослых. Занятия в школе вели настоятель Фёдор Даниловский и его дочь Елена.
Строительство началось в 1897, а закончилось в 1905. Как пишет правнук фабриканта, В.Ю.Воронин, архитектор в храме объединил сразу три здания- центральное, над которым возвышается огромный купол и два боковых придела с пятью главами над каждым. Приделы были посвящены небесным покровителям сыновей: убиенного Владимира (Святому Равноапостольному князю Владимиру) и Николая (Святому Николаю Кочанову). Наш храм считается одним из самых красивых в России. Как вы могли убедиться, не менее красива и история его создания.
Величие и красота храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» объясняется не только тем, что его постройкой фабрикант Павлов покаялся в своих грехах, но и тем, что над его созданием работали лучшие мастера из различных уголков России и мира.
Архитектором собора был Пётр Павлович Зыков, знаменитый московский зодчий. Пётр Павлович был очень хорошим архитектором: под его руководством был перестроен Богоявленский собор Москвы, в котором похоронен Патриарх Алексий II. Самым же последним его произведением стал храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости».
Расписывала собор артель художников из Палеха под началом придворного живописца Николая Михайловича Сафонова. Кроме нашего храма он расписывал Успенский собор во Владимире, храмы Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Благовещенский собор Кремля. Нет единого мнения о том, каким художником он был. Священник Георгий Дьяченко утверждает, что иконописец Сафонов писал в древнерусском стиле. Знаменитый художник Николай Рерих говорил, что Сафонов не мог писать иконы также хорошо, как в старые времена. Он настаивал, что Сафонов рисовал просто красивые картинки, у которых нет глубокого смысла. Мы не станем давать готовый ответ, кто же прав.
Паникадила и подсвечники были отлиты московской фирмой Немирова-Колодкина. Его изделия из золота, серебра и бронзы были так популярны, что великая княгиня Елизавета Фёдоровна постоянно покупала церковную утварь и драгоценности у этой фирмы.
Полы из метлахских плит изготовлены мастерами эстонской фирмы «Косъ и Дюрръ». Метлахская плитка так называлась потому, что изготавливалась в немецком городе Метлах. В Россию же она поставлялась фирмой «Косъ и Дюрръ». Красота и прочность этих плит была так известна, что даже полы в императорских дворцах устилались ими.
Иконостас работы Козлова-Гладкова был изготовлен из итальянского мрамора.
Таким образом, всё самое лучшее использовалось при строительстве храма.
В 1932 году храм был закрыт. С 1934 по 1988 год в нём размещался молокозавод. Судя по архивным документам, городские власти планировали разместить в храме железнодорожный вокзал. В 1980- е годы среди местного населения была распространена легенда о том, что храм хотели вывести в Париж.
Храм Покрова Божьей Матери город Фурманов
(действующий)
По утверждению краеведа А.Петрова храм был построен в 1880 году фабрикантом Григорием Клементьевичем Горбуновым. Около храма располагалось кладбище. На нём 18 октября 1923 года и был похоронен Григорий Клементьевич.
В 1932 году у храма был открыт городской рынок. В годы советской власти в храме распоагались молотильня и склад мебельного магазина. 21 декабря 1995 года храм был передан русской православной церкви.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы город Фурманов
(действующий)
Храм был заложен 21 сентября 1997 года, строительство завершилось в 1998 году. Храм располагается на территории ПТФ №3.
Храм «Всех Святых» села Широково
(действующий)
Самое раннее сообщение о церкви в селе Широково датируется 1621 годом: «… за Василием Алексеевым Третьяковым в поместье по ввозной грамоте за прописью дьяка Ивана Грязьева, что б. в поместье за отцом его село Широково на речке Шаче на Суздальском рубеже, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы стоит без пенья да церковь Всех святых древяна клетцки.
Затем в селе Широково в 1792 году была построена деревянная церковь «Всех Святых». Ныне существующее здание храма выстроено в 1856- 1876 годах усердием прихожан. В конце 19 века старостой храма был купец Генералов. Не позднее 1930-х годов храм был закрыт. Колокольня разрушена. Здание храма использовалось как склад.
В 1991 году храм был передан русской православной церкви. С 2007 года при храме организован семейный детский дом
Храм Зачатия Иоанна Предтечи Шухомоши
(действующий)
Первое упоминание о селе Шухомош относится к 1453 году в завещании О.Д. Акинфова. Следовательно, уже в это время в селе был храм. Церковь Иоанна Предтечи впервые упоминается в 1624 году, когда село было отказано боярину Алексею Зюзину.
Современный храм был построен в 1788 году прихожанами. Престолов было два: в честь Зачатия Святого Иоанна Предтечи и святителя Николая. На содержание церкви бывший владелец Середы(Фурманов) Геннадий Владимирович Грудев пожаловал 250 рублей.
В 1930-е годы храм был закрыт. Долгое время использовался как склад. В 2004 году был возвращён Русской Православной Церкви
Недействующие храмы
Храм Архистратига Михаила село Березники
(недействующий)
Построен храм в 1808 году вместо деревянного. Престолы: Святого Архистратига Михаила и бесплотных Сил и Божьей Матери, празднования явления Её Казанской иконы. В годы советской власти использовался как зерносклад.
Фото Александра Богданова
Храм Успенья Пресвятой Богородицы села Большое Никольское
(не существует)
Храм построен в 1849 году усердием прихожан, частью на кошельковые суммы церкви. Кладбище при церкви обнесено каменной оградой, расширенной в 1881 году. При кладбище часовня-усыпальница. Престолов 3: в честь Успенья Божьей Матери, святителя Николая Чудотворца, во имя Иоанна Златоуста. Особенно почитается икона Успенья Божьей Матери.
В 1892 году у стен храма был похоронен основатель фабрики №1 Иван Иванович Скворцов.
В годы советской власти использовался как гараж тракторного парка. В 1960-е годы разрушен.
Введенский храм села Введенское (Григорьевское)
(недействующий)
В 1626 году село Введенское принадлежало помещикам Жабиным. С 1692 года перешло к князьям Волконским. Храм был построен в 1747 году на средства княжны Пелагеи Ивановны Волконской. Престолов 2: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Рождества Христова. Около храма было пять склепов князей Волконских. В 1960-х годах склепы были разорены. Храм был закрыт в 1940 году. Долгое время использовался как пекарня. На данный момент почти разрушен.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы село Жуково
(недействующий)
Храм был построен в 1808 году на средства помещицы Марии Николаевны Овцыной. Церковь построена в стиле позднего классицизма. Престол один.
Овцыны владели Жуковым не позднее 17 века. В 1610 году царь Василий Иванович Шуйский пожаловал Жуково Василию Афанасьевичу Овцыну
В годы советской власти использовался как склад заготзерна .
Фото Побединский В.С.
Храм Николая Чудотворца (село Иванцево)
(недействующий)
Храм построен в 1767 году прихожанами. Притвор к колокольне пристроен в начале 20 века. Престолов 2: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя преподобного Сергия Радонежского. Святыня церкви – Тихвинская икона Божьей Матери, в которую вложены мощи 14 угодников Божьих, лики которых изображены на той же иконе. Икона пожертвована действительной статской советницей Зиновией Петровной Уткиной. В часовне, в деревне Каликине, находится местночтимая икона Скорбящей Божьей Матери.
В конце 19 века на средства священника Василия Никольского и прихожан была открыта церковно-приходская школа. Учителями в ней состояли Михаил Новосельский и М. Копосов.
В конце 19 века старостой храма был крестьянин Илья Семёнович Шипов.
У стен храма был погребён действительный тайный советник Василий Иванович Уткин, завещавший всё своё состояние на обустройство сельскохозяйственной школы в деревне Каликине. Василий Иванович скончался
В одном из немногих храмов районе в Иванцеве продолжалась служба. Судя по документам Фурмановского архива, в 1945 году в Иванцеве служил Н.Ф. Груздев. Сейчас храм заброшен.
Храм Святого Архистратига Михаила и бесплотных сил. Игнатовское.
(недействующий)
Впервые село Игнатовское упоминается в 1501 году. Храм был построен в 1815. Престолы: в честь Архистратига Михаила и бесплотных сил, Святого Пророка Ильи и великомученика. При церкви находилась каменная келья.
В 1847 году в селе было 35 дворов, в 1897 году числилось 189 жителей, в 1907 году – 211 жителей.
Храм в Игнатовском был закрыт в 1936 году. В здании размещался магазин. Иконостас 2-й пол. 19 в. сохранился фрагментарно; утрачены почти все иконы и боковые части. Он представлял собой четырёхъярусное сооружение, выполненное в русском стиле. Слегка вынесенная вперёд центральная часть в нижнем ярусе акцентирована тремя массивными килевидными арками. Верхний ярус завершается аналогичными, но меньшими по размеру арками, над которыми возвышается ступенчатый аттик с фигурой ангела (тромплей). Различной формы иконы разграничивались мелкими витыми колонками (сохранились в верхнем ярусе). Иконостас был декорирован резьбой в духе барокко.
Ильинская церковь в селе Ильинское
(недействующая, руинированная)
История села замечательно исследована учащимися лицея № 7. Первое упоминание о селе Ильинское относится к 1485 году. В это время оно числится как вотчина Ю.К. Сабурова. В 1501 году оно входит во владение митрополита. В начале 17 века в селе на государевой земле церковь Ильи Пророка да два предела Николая Чудотворца и Даниила Пророка. В 1743 году княжна Пелагея Ивановна Волконская построила храм Ильи Пророка, а в 1746 году святителя Николая Чудотворца.
В селе существовала школа. Законоучителем в ней был Николай Горицкий.
Храм закрыт в 1940 году. Долгое время в нём располагался клуб.
Храм Святой Троицы. Село Марьинское
В документе за 1616 год в селе Марьинское упоминается храм Николая Чудотворца.
Современная церковь в Марьинском была построена в 1778 году на средства прихожан. Престолы: во имя Пресвятой Троицы, Сергия игумена Радонежского чудотворца, во имя святителя и чудотворца Николая. На своде храма помещена композиция на слова молитвы «Верую».
Марьинское вошло в историю не только родного края, но и страны. В этом селе 27 января 1908 года похоронен Евгений Иванович Якушкин, сын декабриста Ивана Якушкина.
Марьинское долгое время принадлежало роду Шиповых. В этом селе в 1897 году похоронен Шипов Павел Иванович. В Марьинском прошло детство министра финансов Российской империи Ивана Павловича Шипова.
До 1895 года настоятелем храма был протоиерей Александр Иванович Розанов.
Фото Бескокотов Юрий
Храм Живоначальной Троицы села Михалькова
(недействующий)
Храм был построен в 1826 году прихожанами при содействии купцов Иваново-Вознесенска. Престолы: в славу Пресвятой Троицы, в честь Святого Архистратига Михаила и бесплотных сил и преподобного Александра Свирского. В конце 19 века старостой храма был купец Фёдор Киселёв. Закрыт 9 мая 1939 года.
Фото Бескокотов Юрий
Церковь Введения Божьей Матери во храм. Новинки.
(не сохранился)
Храм был построен в 1817 году попечением Петра Алексеевича Степанова. Престолы: во славу сошествия Святого Духа на Апостолов и в честь Божьей Матери, празднования Её введения во храм Иерусалимский и Святителя Петра, митрополита Московского. Деревянная, древняя, в сельце Мостечное, вновь исправленная в 1859 году. Престол в честь святителя Тихона Амафунтского.
В Новинках была церковно-приходская школа. Долгие годы её возглавлял священник Капитон Княжевский. Его правой рукой была А. Княжевская. Школа считалась одной из лучших в уезде.
В годы советской власти в храме располагалась механическая мельница.
Храм Святителя Николая села Океевское
(недействующий)
Каменная церковь была построена в 1798 году стараниями прихожан. Престолы: в честь празднования явления Тихвинской иконы и Святителя Николая. В храме находилась деревянная скульптура Христа. Во время разорения храма скульптура была сброшена в реку Солоницу. На спуске к речке была устроена часовня Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1972 году последний житель села покинул Океевское.
Храм Покрова Божьей Матери (село Погост, бывшее Погрешино)
Первая деревянная церковь Покрова Божьей Матери в Погрешине упоминается в 1627 году. Современная церковь с двумя колокольнями построена в 1820 году на средства жены тайного советника Агриппины Александровны Страховой и прихожан. Престолов 3: в холодной в честь Покрова Божьей Матери, правый в честь Рождества Иоанна Предтечи, левый пророка Ильи. В церкви находился Святой Крест. В нём частицы мощей Николы Святоши, Онисифора и Иосифа Печерских.
В Погрешине была церковно-приходская школа. Несколько лет подряд школа называлась одной из лучшей в Нерехтском уезде. С 16 октября 1888 года возглавлял школу Василий Благовещенский.
В 1930-е годы храм был закрыт. Судя по архивным документам, в нём размещались мельница и склад. Основное здание храма было разобрано для строительства свинарника.
29 ноября 1868 года в селе Погрешино в семье священника Василия Фёдоровича и Ольги Васильевны Кротковых родился будущий священномученик Никодим Кротков. В 1905 году назначен епископом Аккерманским, в 1911 – Чигиринским, в 1921 – Таврическим и Симферопольским. В 1922 году возведён в сан архиепископа. Был архиепископом Костромским и Галичским. Впервые был арестован в 1922 году. Умер в тюрьме Ярославля.
Фото Побединский В.С.
Храм Михаила Архангела урочище Пронино
(недействующий)
Летняя церковь Михаила Архангела построена в 1809 году на средства помещика Александра Линева, зимняя – Харлампиевская его сыном Петром в 1836 году. Сейчас храм заброшен.
Знаменская церковь села Рогатово
(недействующая)
Судя по материалам краеведа Королёвой, в 19 веке село принадлежало В.И. Уткину. Знаменская церковь построена в 1760 году на средства прихожан. При церкви кладбище. Престолов два: в честь Знамения Пресвятой Богородицы и во имя Николая Мирликийского. В 1848 году приписано к Знаменской церкви села Жуково.
В годы советской власти храм использовали под склад. На данный момент село не существует.
Храм Преображения Господня в Спас-Нозыге
(разрушен)
Каменный храм в селе был построен в 1824 году. Престолы: в славу Преображения Иисуса Христа на Фаворе и в честь Божьей Матери, празднования Ея иконы Казанская и Божьей Матери, празднования Ея иконы Феодоровская.
При храме существовала церковно-приходская школа. Учителями в ней были М. Воскресенская, А. Троицкая, Василий Красавин. В 1904-1905 учебном году было 10 выпускников.
В годы советской власти был разрушен
Храм Николая Чудотворца в селе Фряньково
(недействующий)
Он был построен в 1757 году в честь Николая Угодника. Боковой придел был посвящён Параскеве Пятнице. Эта святая считалась покровительницей торговли, домашних животных. Особенно интересно то, что система отопления находилась в полу. Благодаря этому всю службу молящиеся могли стоять на коленях.
Фряньково возникло очень давно. Ранее оно называлось Никольским. В начале 17 века поляки сожгли его. Вскоре жители выстроили новое селение. Немало замечательных памятников природы и архитектуры. Истинным памятником считается церковь Николая Угодника. Она была построена дворянином Авдием Ивановичем Супоневым как его собственная усыпальница. Его дочь, Ольга, вышла замуж за Ивана Павловича Шипова, и с тех пор Шиповы владели этим селом. Писать обо всех добрых делах этого знаменитого рода нужно в отдельной книге, здесь же мы ограничимся только самыми интересными фактами.
В усадьбе Шиповых была мемориальная комната Ивана Паловича Шипова. В ней хранились гравюры, запечатлевшие его участие в русско-персидской войне, золотая шпага с алмазами с надписью «За храбрость». Его благородное дело служения Отечеству продолжал сын, Авдий Иванович. Он сражался на фронтах Крымской войны. В конце своей жизни он заботился о распространении школ в нашем крае. Не отставала от него и дочь Ольга. В старинной газете «Костромские Епархиальные Ведомости» рассказывается о том, как она помогала местной учительнице, Екатерине Васильевне Архангельской. Ольга Шипова совместно с настоятелем Николаевской церкви устраивала вечера, на которых рассказывалось о православии. Но не только на словах она была православной христианкой. Ольга Шипова ради людей отдала свою жизнь. Она по доброй воле во время Первой мировой войны ушла на фронт сестрой милосердия (медицинская сестра). Спасая множество жизней, она не выдержала напряжения, и в 1917 году умерла. Похоронена была Ольга Авдиевна в городе Риме. До сих пор тело Ольги Авдиевны лежит в Италии, а не в России, которую она так любила.
Братья и сестры, мы будем сердечно благодарны Вам за любую помощь храму. Даже содержание нашего сайта говорит о том, что с Божьей помощью мы ведём определённую просветительскую, исследовательскую и социальную работу. Для развития этих благих начинаний очень нужны средства.
Реквизиты храма: получатель Религиозная организация – приход Покрова Божьей Матери города Фурманов Русской Православной Церкви. ИНН 3705062964, КПП 370501001, р/счёт 407 038 101 170 00030003, ОГРН 108
Место нахождения: Ивановская область, город Фурманов, ул. Советская, д. 15. Почтовый индекс: 155520. Контактный телефон прихода: