VII благочиннический округ - О некоторых стереотипах в понимании православного воспитания
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иваново-Вознесенская и Кинешемская Епархия

VII благочиннический округ

О некоторых стереотипах в понимании православного воспитания

      На нашем сайте мы планируем разместить работы, посвящённые православному воспитанию. Но в начале нужно определиться, а что же представляет собой  православное воспитание. Мы провели опрос и выяснили, что существует несколько стереотипов в понимании этого явления. Что же это за стереотипы? Насколько они справедливы?

    Многие представляют  православного педагога со строгим и даже злым лицом и с розгами в руках. Архивные же документы говорят совершенно об обратном. 15 мая 1891 года Костромской епархиальный училищный совет строго запретил применять какие-либо физические наказания.  Телесные наказания были скорее общим явлением того времени, чем спецификой  православной педагогики. Очень мудрые слова в отношении наказания сказали педагоги Костромской Епархии: «самые хорошие меры взыскания без внимания и любви к ученику не окажут на него доброго действия». Нужно понимать истинное значение слова «наказание». Наказание – это не причинение душевных или физических страданий ребёнку. В словаре Даля даётся несколько значений слова «наказание» - это и совет, и предписание, и наставление, и приказ. В кратком словаре «Семейное воспитание»  наказание называется одним из методов воспитания, позволяющим при необходимости продемонстрировать ребёнку своё осуждение его поступков. Цель наказания – помочь выбрать правильный путь, а страдания ребёнка могут быть просто лишними.

Некоторые опасаются, что православное воспитание помешает ребёнку получить полноценные научные знания. Полноценное православное воспитание в семье Александра Степановича Попова не помешало ему изобрести радио. Прекрасное православное воспитание получил костромской краевед Михаил Яковлевич Диев. При этом он стал прекрасным историком, материалами которого пользовали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский.  Православное воспитание не только не мешает, но и способствует познанию мира. Вспомним слова Максима Исповедника о том,  что Христос вложил во всякую вещь особенный логос,  то есть «мысль» или «слово». Следовательно, Богопознание – это самый верный путь и к познанию мира. Святитель Григорий Палама писал: «стремящийся исследовать волю Божию, познавший о каждой вещи, ради чего она произведена Творцом вселенной, и обращающейся с ней согласно этой Божьей воле – вот, кто знает причины и основание сущего, вот у кого знания всего в мире».

     Многие родители недоумевают: «Зачем давать ребёнку православное воспитание, если он не собирается быть ни священником, ни монахом?» А разве знать и исполнять заповеди Божьи должны только священники? 

    Другой стереотип связан с историей православного воспитания. Считается, что существовало противостояние между земскими и церковными школами. Но нужно ли отдельные конфликты принимать за общую тенденцию?  Есть немало примеров обратного, за которыми не нужно далеко ходить. Основатель первой церковно-приходской школы в Середе (Фурманов), Пётр Васильевич Звёздкин, был одним из устроителей и земского училища. Последнее собственно и возникло на основе церковно-приходской школы. Таких примеров можно привести ещё очень много.

    В советской науке было принято считать церковную педагогику костной. Исследователь Е.А. Плеханов в своей статье о приходской школе 19 века говорит о прогрессивности идей таких православных педагогов, как Рачинский, Базаров, Громачевский. Они призывали отцов-педагогов учитывать новейшие научные достижения в процессе воспитания.

    Итак, нам нужно избавляться от многих стереотипов в понимании православного воспитания.

     

 

счетчик посещений
Назад к списку

 
Каталог православных сайтов Православная библиотека