VII благочиннический округ - Роль церковных педагогов в развитии системы образования в Фурмановском районе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иваново-Вознесенская и Кинешемская Епархия

VII благочиннический округ

Роль церковных педагогов в развитии системы образования в Фурмановском районе

С установлением советской власти начались гонения на церковь: она была лишена возможности вести образовательную деятельность, закрывались храмы, репрессировались священники. Неужели богатейший опыт церковных педагогов оставался невостребованным? Часто было именно так. В архиве Ивановской области  встречаются документы, которые явственно свидетельствуют о дискриминации педагогов из семей священнослужителей. Так, от учителя Кабановой требовали отречься от взглядов своего отца священника. В периодической печати  церковные педагоги часто изображались бездушными и жестокими. При этом совершенно умалчивались примеры, характеризующие православных педагогов с положительной стороны.  Но в православной педагогике был накоплен уникальнейший опыт.   Достаточно назвать имя Сергея Александровича Рачинского, который на протяжении  множества лет преподавал в церковно-приходской школе, чтобы понять на какие высоты восходила православная педагогика. Сергей Александрович отмечал, что именно в церковной школе возможна связь между обучением и воспитанием. Сергей Рачинский  огромный воспитательный потенциал видел и в природе. Но природа и религия также взаимосвязаны. Во время походов в Нилову пустынь Сергей Александрович обращал внимание своих учеников на местный ландшафт и флору.  Он также разработал уникальную методику преподавания умственного счёта, его книга «1001 задача для умственного счёта» не потеряла своей актуальности? Неужели весь этот опыт оставался невостребованным? Конечно, содержание педагогических традиций не могло после революции 1917 года оставаться прежним. Но может быть, сохранились формы.  Традиции педагогики, пусть и формально, поддерживаются во многом  учительскими династиями. Интересно, а сколько в нашем городе оставалось после революции  педагогов, начинающих работать в церковных школах, из семей священнослужителей. 

   В 1924 году  была проведена кадровая чистка педагогов.  Неправильные политические взгляды, критика советской власти  и тем более принадлежность к дворянству, духовенству и купечеству были  вполне достаточны для увольнения.   С представителями купечества и дворянами не церемонились вовсе. Так, Н.Г. Клементьева и другие педагоги были лишены права учить детей только потому, что были родственниками фабрикантов. Что же мы видим в отношении представителей семей духовенства?  Проанализировав документы уездного проверочного комитета, мы пришли к выводу, что из 27  педагогов, отнесенных к первой категории (самая высшая) одиннадцать были из семей священнослужителей. Налицо противоречие: советская власть всячески дискриминировала православную педагогику, но в то же время, значительная часть педагогов церкви перешли  работать в советскую школу.  Может быть, это противоречие объяснялось огромной ролью церкви в развитии педагогических традиций. 

    Среди лучших педагогов была названа Елена Фёдоровна  Даниловская. Свою педагогическую деятельность она начинала в школе грамоты для взрослых при храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». После же революции на протяжении множества лет Елена Фёдоровна работала в школе рабочей молодёжи. Её уникальный опыт сочетания воспитания и обучения в условиях школы для взрослых был очень востребован. Чем же объясняется сложение такого уникального опыта? Дело в том, что Елена Фёдоровна родилась в семье настоятеля храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» Фёдора Александровича Даниловского. В этой семье не просто знали евангельские истины, но и жили в соответствии с ними.  Отец Фёдор готов был душу свою положить за ближнего и умер, он, готовя в путь всея земли своего прихожанина. Он заразился от него тифом. 

     Таких примеров можно привести ещё очень и очень много. Но мы бы хотели рассказать об одном из педагогов. Прекрасно о судьбе Екатерины Васильевны Архангельской написано в работе Селиваной Анны и Хохлова Ильи. Екатерина Васильевна рано, рано лишившись отца, воспитывалась при  Богоявленско-Анастасьинском монастыре. Подлинная забота о телесном и духовном здоровье ближнего были в этой обители. Там одними из первых в России  начали учить слепых детей, готовили сестёр милосердия. Эту бескорыстную  заботу о ближнем Екатерина Васильевна пронесла через всю жизнь. Работая в школе села Фрянькова, Екатерина Васильевна бесплатно раздавала своим односельчанам медикаменты, при школе устроила интернат для детей из отдалённых деревень. Екатерина Васильевна была подлинным педагогом-новатором. Она одной из первых в Нерехтском уезде (до революции наш район относился к этому уезду) открыла пришкольный огород.   Работая на нём, воспитанники Екатерины Васильевны, не только учились ухаживать за растениями, но и увлекались подлинным экологическим творчеством.  Создавая его, ребята и их учитель руководствовались не столько экономическими соображениями, сколько старались доставить радость ближним.  При этом нужно проникнуться  заботами другого человека.  Екатерина Васильевна очень плотно сотрудничала с церковью в деле воспитания подрастающего поколения. Многие учащиеся школы участвовали в церковном хоре, посещали церковные чтения на нравственные темы. Опыт Екатерины Архангельской долгое время был востребован. Созданный ею пришкольный огород просуществовал ещё несколько десятилетий после революции. К Екатерине Васильевне обращались за советами при устройстве пришкольных огородов.

    Даже такой небольшой экскурс в историю образования в Фурмановском районе показывает, что православные педагоги заложили педагогические традиции  обучения взрослых, экологического воспитания.  Формы этих традиций продолжали развиваться, но содержание их стало иным. Всё это ещё раз говорит о необходимости изучения опыта православных педагогов.


Назад к списку

 
Каталог православных сайтов Православная библиотека