О православной книге
14 марта отмечается праздник православной книги. Именно в этот день 1564 года Иван Фёдоров представил на суд царю Ивану Грозному первую печатную книгу «Апостол». Постепенно книги становились доступней, но доступней ли стали сокровища православной культуры. Конечно, книги стали дешевле. Но это не избавляет нас от необходимости быть готовыми к восприятию православной книги. Книга – это не набор листков с буквами. Благодаря книге с нами говорят люди, ушедшие сотни лет назад, не прерывается связь поколений. Именно отношение к книге во многом и определило развитие культуры. Конкретизируем, каково же было отношение к книге в старину. Самой древней книгой на Руси, дошедшей до нас, по новейшим научным данным считается новгородский кодекс, датированный первой половиной ХI века. На деревянных досках, покрытых воском, написаны 75 и 76 псалмы и часть шестьдесят седьмого. В семьдесят шестом псалме человек призывается заглянуть в своё сердце, дать ответ, насколько его дела угодны Богу. Неслучайно именно эти слова содержатся в древнейшей книге Руси. От читателя требовалась готовность к нравственному самосовершенствованию. Не желание удивиться сочным фактам, красочному описанию зрелищ, а именно нравственное совершенствованию стояло во главе угла. А потому при чтении книг не терпелась никакая суета. Вспомним святителя Стефана Пермского. Он, как пишет Г.Федотов, не довольствовался «бедным учением», но «любил умедливать», «пока до конца по истине не уразумеет смысл каждого стиха». Встречая мудрого и книжного человека, он делался его совопросником и собеседником, проводя с ним ночи и утра. Книги постигались сердцем, а одновременно и сердце раскрывалось.
Общеизвестно, что книги были очень дорогими. Порой стоили, столько же, что и село. Их изготавливали из кожи телят, украшали золотом, драгоценными камнями. Но бережно хранили не только дорогие, но и самые простые книги. Потому что они содержали слово Божие или отражали мир Божий. Трепетное отношение к книге – это отражение ценностного отношения к Богу, природе, человеку.
Говоря об отношении к книге читателя невозможно не сказать о позиции автора. Даже начало некоторых произведений древней литературы говорит о том, что у автора было желание не заслонить мир Божий своим внутренним миром, каким бы прекрасным он не был. Авторы «Слова о полку Игореве», «Повести временных лет», «Слова о законе и благодате» пишут во множественном числе. Автор ждёт единодушия с читателем, единства мыслей во Христе.
Древнерусским сочинителям отнюдь не свойственна похвала своими литературными талантами. Епифаний Премудрый, автор житий Сергия Радонежского и святителя Стефана Пермского извиняется, что не был в Афинах и не слышал речей Платона и Аристотеля. Автор «Слова о полку Игореве» как бы извиняется перед читателем, что ему далеко до мастерства Бояна., соловья старого времени. Но стоит обратить внимание на то, что автор часто говорит о том, как бы Боян рассказал о том или ином событии. Не является ли это защитой нового стиля литературы?
Итак, даже небольшой экскурс в историю древнерусской литературы доказывает особую авторскую позицию и необходимость особого восприятия православной литературы, единодушия автора и читателя во Христе.
Назад к списку