VII благочиннический округ - Памятные места нашего края, связанные с семьёй и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского ( к 190-летию со дня рождения писателя)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иваново-Вознесенская и Кинешемская Епархия

VII благочиннический округ

Памятные места нашего края, связанные с семьёй и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского ( к 190-летию со дня рождения писателя)

 

счетчик посещений 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятные места нашего края, связанные с семьёй и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского

(к 190-летию со дня рождения писателя)

 

 

 

 

 

                                Фурманов

2011

 

 

                              Басов Никита

Бушков Анатолий

Воробьёв Антон

Головкин Александр

Комаров Евгений

Макаров Янис

Морозова Екатерина

Муценко Владислав

Оладов Андрей

Солодов Тимур  

Урондин Борис

Штольц Григорий

Цветкова Мария

 

 

Научный руководитель: Воробьёв Сергей Вадимович – кандидат педагогических наук, директор воскресной школы храма Покрова Божьей Матери

Рецензент: Зобнин Алексей Владимирович – кандидат исторических наук, заместитель главы администрации Фурмановского муниципального района (по социальной политике).

 

Данная брошюра была написана воспитанниками воскресной школы храма Покрова Божьей Матери, учащимися МОУ СОШ №7. В ней рассказывается о памятных местах нашего края, связанных с семьёй и творчеством Ф.М. Достоевского.  Данное издание может быть интересно филологам, краеведам, педагогам и учащимся.

                                  

 

Содержание

 

 

Введение

4

Глава 1. Село Фряньково Фурмановского района и семья писателя Ф.М. Достоевского

 

5

Глава 2. Владельцы села Борщёвки Вичугского района князья Козловские, семья и творчество Ф.М. Достоевского

 

 

13

Заключение

19

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

     В этом году исполняется 190 со дня рождения и 130 лет со дня смерти великого русского, самого православного писателя Федора Михайловича Достоевского. Его часто называют пророком, а Александр Мень писал о нём, как о тайновидце духа. Великий учёный Альберт Эйнштейн отмечал, что ни один мыслитель не дал ему столько, сколько Ф.М. Достоевский. Многим кажется, что события из жизни Фёдора Достоевского очень далеки от нас. Но так ли это? В нашей брошюре говорится о связях семьи и творчества Фёдора Михайловича с нашим краем.

   На данный момент нами не выявлено ни одного издания, посвящённого памятным местам нашей малой Родины, связанным с писателем. Мы решили восполнить этот пробел. Мы рассказываем об истории села Фряньково Фурмановского муниципального района и села Борщёвка Вичугского муниципального района. Мы постарались не только обобщить давно известное, но и выявить новые факты, высказать свою точку зрения по наиболее спорным вопросам.

    Мы бы хотели выразить признательность главе администрации Фурмановского муниципального района Михаилу Евгеньевичу Куприянову, заместителю главы администрации Фурмановского муниципального района Алексею Владимировичу Зобнину, заведующей Картинной галереи Алевтине Львовне Минеевой,  заведующей музеем имени Фурманова Нине Анатольевне Клюкиной, библиотекарю лицея №7, краеведу Лидии Павловне Королёвой,  настоятелю храма Покрова Божьей Матери протоиерею Владимиру, работникам  архивного отдела администрации Фурмановского муниципального района  за оказание содействия в подготовке издания.

 

Глава 1. Село Фряньково Фурмановского района и семья писателя Ф.М. Достоевского

    

       На высоком берегу реки Змейки расположилось село Фряньково. Ранее здесь находилась усадьба дворян Шиповых.  О том,  насколько интересными  людьми были её владельцы, говорит многое. Липы в парке были высажены так, что образовывали инициалы помещика, а отопление в храме проходило под полом, поэтому всю службу можно было стоять на коленях. Рассматривая  восьмиугольный свод, венчающийся одним куполом, жители могли размышлять о Боге и вечности.

     Сегодня от усадьбы почти ничего не осталось. Вскоре после революции, как утверждает краевед П.П. Рогозин, барский дом был уничтожен [23]. Церковь сейчас в руинах. Решение о закрытии храма было принято 2 апреля 1937 года [25]. Его тогда памятником культуры не посчитали. В 1949 году активные жители села хлопотали об открытии церкви, но, к сожалению, не были услышаны властью [25].  Варварски было уничтожено и церковное кладбище. Но так не должно быть, чтобы память о наших предках была поругана. В ходе кропотливых архивных поисков нам удалось установить имена более двухсот людей, захороненных на разрушенном кладбище.

    Что же мы потеряли? Немного истории. Судя по данным протоиерея Иоанна Беляева, храм в честь Николая Угодника во Фрянькове был построен в 1757 году на средства Авдия Ивановича Супонева [26]. Как писал великий князь Николай Михайлович, в этом храме Авдий Супонев и нашёл своё последнее пристанище [5]. В 1830 году Ольга Авдиевна Супонева вышла замуж за героя войны 1812 года, участника Бородинского сражения, персидской компании и русско-турецкой войны Ивана Павловича Шипова [24]. Как утверждает правнучка Ольги Авдиевны, Ольга Шереметева, её прабабушка была творческим человеком.  В усадьбе устраивались спектакли, а «Онегина» переводили на французский язык. Ольга Авдиевна сама много писала. Современники высоко оценили её заметки о путешествии в Ростов.

     В семье Шиповых было пять детей: Авдий, Павел, Михаил, Елизавета и Мария. Шиповы были глубоко религиозными людьми. Они постоянно постились, тщательно готовились к исповеди. Однажды маленький Авдий Шипов не вспомнил, что как-то раз солгал. Всю ночь он промучился, а на другой день покаялся в этой нечаянной лжи. Маленького Авдия пытались учить музыке, но занятия ему не нравились, он упросил разрешить их бросить. Но однажды, побывав в опере, он так полюбил музыку, что стал старательно учиться и вскоре играл со своей сестрой Елизаветой в четыре руки [28]. Но только ли дело в искусстве московских музыкантов? Думаем, что нет. Нужно учитывать и ту творческую атмосферу, которая царила в доме Шиповых. Во время Крымской войны Шиповы жили в Ярославле, а Авдий принимал непосредственное участие в боевых действиях. Затем он стал предводителем дворянства Костромской губернии. Он был близко знаком со многими деятелями культуры. Судя по публикациям краеведа П.П. Рогозина, Авдий Шипов дружил с Алексеем Николаевичем Островским, а в 1886 году принимал участие в похоронах великого драматурга [23]. До нашего исследования мало кому было известно, что Авдий Иванович общался с братом великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского - Андреем. Вместе они обсуждали новости культуры и политики. Андрей Михайлович с удивлением для себя отмечал либеральные взгляды Шипова, хотя считал его за заскорузлого консерватора.  Особенно тёплые отношения у Андрея Михайловича сложились с тётей Авдия Ивановича Елизаветой Павловной. Она в это время  руководила епархиальным женским училищем.  Они часто ездили в гости друг к другу, при этом пожилую даму  лакей вносил в лестницу словно маленькую девочку. Чтобы избавить её от подобной процедуры, Достоевские встречали Елизавету Павловну внизу. Своей  откровенностью, обходительностью, но в тоже время требовательностью и принципиальностью она просто очаровала чету Достоевских. Андрея Михайловича и Елизавету Павловну связывали не только дружеские, но и деловые отношения. Брат писателя составлял смету ремонта училища, которым руководила Елизавета Павловна [7].

    В 1910 году во Фрянькове гостила внучатая племянница писателя Маша Савостьянова. По Рыкачевым она была родственницей Шиповым. Дело в том, что её тетя, Евгения, вышла замуж за Михаила Александровича Рыкачёва. Он же был родным братом супруги Авдия Ивановича, Софии Александровны. Шестнадцатилетняя Маша часами просиживала в богатейшей библиотеке Шиповых.  Девушка обратила особое внимание и на то, как они  хранят память о своих предках. В их доме была мемориальная комната Ивана Павловича Шипова [23]. Около храма было похоронено несколько героев войны 1812 года [14].

   Нельзя не отметить и некоторое духовное родство  Шиповых и Достоевских. Как писал И. Анненский, любовь к людям у Достоевского живая и деятельная, христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием [13]. Такую любовь имела в своём сердце и дочь последнего барина Ольга Авдиевна. На первом этаже своего дома  была открыта амбулатория. Во время событий середской республики 1906 года во Фрянькове стояли казаки с пушкой. Ольга Авдиевна не побоялась пойти на конфликт с властями и потребовала убрать и пушку и казаков [23]. Истинным же актом милосердия было то, что во время  войны  в 1914 году она ушла на фронт медицинской сестрой. На Родину ей так и не суждено было вернуться. В 1917 году она умерла, и была похоронена в Риме [20].

   Н.А. Бердяев писал о том, что любовь у  Достоевского преображает, возвышает человека [2]. Примеры такой любви  можно увидеть в истории усадьбы Шиповых. Так,  при храме было открыто общество трезвости [26]. А вспомним слова Фёдора Михайловича о том, что русский народ откажется от кабака, предпочтёт честь, а не бесчестье [8].

    И как не обратить внимания на искание лучшего социального устройства Достоевским и Шиповыми.  Иван Павлович Шипов (отец Авдия Шипова) был членом декабристских организаций, а Фёдор Михайлович Достоевский входил в кружок петрашевцев. Только заступничество тестя помогло Шипову избежать суда [22],  а Достоевский чудом не был казнён.

   Вот так удивительно связаны между собой семья Достоевского и владельцы села Фрянькова.       

                                                                       

                                 

                         

                                                                                                                                                                                                                         Глава Глава 2. Владельцы села Борщёвки Вичугского района князья Козловские, семья и творчество Ф.М. Достоевского

 

       В одном из красивейших мест  Ивановской области  на слиянии рек Сунжи и Волги расположились села  Борщёвка и Стрелка, разделённые небольшим оврагом. В Борщёвке ранее находилась усадьба князей Козловских. Свою родословную они ведут от князя Рюрика. Трудно перечислить всех выдающихся деятелей этого знаменитого рода. Так, например. Алексей Семёнович Козловский был обер-прокурором священного Синода, а его сын Фёдор, был направлен Екатериной II к Вольтеру как образец просвещённости и вежливости [19].

   Как утверждают краеведы, в усадьбе находились господский дом, церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери, пруды, множество фруктовых деревьев, винокуренный завод. Сейчас от усадьбы почти ничего не осталось. В 1929 году стены церкви обвязали стальным тросом и повалили трактором [15]. До сих пор стоят фрагменты покалеченного храма. В доме князей Козловских долгое время располагался главный корпус  дома отдыха. Сейчас он тоже в руинах. Это ещё один пример того, как мы легко, не задумываясь, разрушаем памятники истории. Что же мы сделали, что потеряли?

    Как гласят архивные документы, церковь в селе Борщёвка была построена попечением князя Ивана Борисовича Козловского в 1744 году [26]. В 1767 году сын князя Николай принимал в своём имении императрицу Екатерину II. Именно во время этого визита маленькому князю Дмитрию Николаевичу Козловскому был пожалован чин сержанта Преображенского полка [12]. Но служба у Дмитрия Козловского не задалась, и в 20 лет он выходит в отставку, почти безвыездно живёт в Борщёвке. Рано овдовев, он сходится со своей крепостной Прасковьей Трофимовной. Впоследствии она станет крёстной матерью великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Считается, что Дмитрий Козловский был прототипом князя К. в повести «Дядюшкин сон», в первом произведении Достоевского, увидевшем свет после его возвращения из каторги [3]. Вместе с тем ряд исследователей не разделяют эту точку зрения.  Прототипами князя могли быть военный министр А.И. Чернышев, директор Московских театров Ф.Ф. Кокошкин, родственник Достоевских П.А. Карепин [1]. Действительно, в биографии Дмитрия Козловского много общего с князем К. Оба волокиты, старые селадоны, оставили после себя долги. Князя К. хотели упечь в сумасшедший дом, близкие же родственники князя Козловского были под опекой как умалишённые. В то же время  князь, как и граф Чернышев, проводит несколько часов за ухаживанием за своим лицом. Как и Чернышев, он провёл в Вене и Париже значительную часть своей жизни. Всё это наводит на мысль о том, что князь К. – образ собирательный. Не нужно искать фотографической точности в князе К. и Дмитрии Козловском. Как отмечает А.В. Архипова, Достоевский придал образу своего героя  гротескную фантастичность. Наводят на размышления и слова самого Фёдора Михайловича: «Я пишу комический роман, но до сих пор всё писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в единое целое [11].  В связи с этим, нам кажется, что князь К. вполне мог быть наделён чертами нескольких реальных людей,  в том числе и князя Дмитрия Козловского. Как писал  Достоевский, ему был очень интересен этот герой, поэтому вполне очевидно, что образ князя К. продолжил развитие в творчестве великого писателя. Как считает А.В. Архипова,  облик князя К. получил своё развитие в фигуре князя Сокольского в романе «Подросток», отдельные его черты присущи Степану Верховскому [1].

    Утверждается также, что, описывая Духаново в «Дядюшкином сне», Достоевский имел во многом в виду Борщёвку. Действительно, общего между ними немало.  Фёдор Михайлович писал об усадьбе со старинным парком, прудами, насыпными курганами. Всё  это есть в Борщёвке. Краевед Бочков обращает внимание и на то, что около Духанова Светозерская пустынь, обитель есть и около Борщёвки только Кривозерская [3].  Не располагая какими-либо документами, мы не станем окончательно утверждать правильность данного мнения.

    Вернёмся к историческим фактам. Дмитрий Николаевич Козловский женился на своей крепостной Прасковье, их дети были узаконены. Своей супруге он оставил детей, в том числе и от других  женщин, и полностью расстроенное хозяйство. Неимоверными усилиями новоявленной княгине удалось спасти Борщёвку от продажи с молотка.  По делам она часто ездит в Москву, где и знакомится с врачом Михаилом  Достоевским [3].  А 21 ноября 1821 года     становится крёстной матерью будущего великого писателя [17]. В 1829 году князь Александр Дмитриевич Козловский крестил младших сестёр Фёдора Достоевского Веру и Любовь [3]. Всё это говорит о прочных и долгосрочных связях семьи Достоевских с князьями Козловскими.

     В литературе много говорится, что Дмитрий Козловский стал прототипом князя К., но мало кто обращал внимания на образ княгини, на то, как обыгрывается факт женитьбы князя на менее знатной женщине в произведениях Достоевского. А это действительно так. В «Униженных и оскорблённых» Достоевский говорит о княгине К., его крёстной [10]. В романе «Идиот» князь Мышкин предлагает стать княгиней Настасьи Филипповне [9]. Таких примеров можно привести очень много. Таким образом, мы видим примеры того, как событие, произошедшее в нашем крае, оказало колоссальное влияние на творчество Ф.М. Достоевского. 

    Нужно рассказать и о культурных связях  Достоевских и Козловских. Фёдор Михайлович осознавал свою глубокую связь с Пушкиным. Иван же Дмитриевич Козловский сотрудничал с великим поэтом в «Современнике». Благодаря ему удалось избежать дуэли между Александром Сергеевичем и Сологубом. К тому же Иван Козловский женился на троюродной сестре поэта [27].  В молодости  Ф.М.  Достоевский много общался с В.Г. Белинским.  Павел Козловский, сын Дмитрия Козловского, был близким  другом Виссариона Григорьевича. Как писал Иван Иванович Панаев, Белинский привязывал к себе не только людей мыслящих, но и людей нехитрых, к которым он относил и Павла Козловского. Павел очень заботился о Белинском, решал многие его бытовые проблемы [6]. Эта забота о ближнем была, видимо, кредо всей жизни Павла Козловского, неслучайно же он был почётным членом Костромского губернского попечительства детских приютов [18].

   Достоевский писал: « … не как же мальчик я верую в Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Через такое же горнило прошли и некоторые представители рода князей Козловских,  и не всем удалось сохранить веру. Так, Ф.А. Козловский организовал кружок атеистов, а П.Б. Козловский в молодости принял католичество [19]. Но в отличии от них Фёдор Михайлович сохранил веру. Вот так удивительно пересекаются судьбы князей Козловских и великого русского писателя Фёдора Михайловича

Заключение

 

    В  ходе проведённого исследования мы пришли к выводу о прочных связях семьи Достоевских с владельцами  усадьбы в селе Фряньково дворянами Шиповыми и с князьями Козловскими, жившими в селе Борщёвка. В усадьбе Шиповых в 1910 году гостила внучатая племянница Фёдора Михайловича Маша Савостьянова. С братом писателя был знаком и владелец села Авдий Иванович  Шипов, что было мало известно до нашего исследования.  Мы не можем не отметить и некоторого духовного родства между Достоевскими и Шиповыми, которое выразилось в глубокой религиозности, но в то же время и в поисках лучшего социального устройства.

     В селе Борщёвка проживала крёстная мать писателя  Прасковья Трофимовна  Козловская, бывшая крепостная.  В научной литературе высказывается мнение, что её супруг, князь Дмитрий Николаевич стал прототипом князя К. в «Дядюшкином сне». Данный вопрос остаётся дискуссионным. В качестве прототипа князя называются военный министр, граф А.И. Чернышев, родственник Достоевских П.А. Карепин и т.д. Мы предположили, что в образе князя К. соединены черты нескольких реальных людей, в том числе и князя  Козловского. 

      Не обращено должного внимания в научной литературе на то, что писатель во многих произведениях обыгрывает факт женитьбы князя на менее знатной женщине. Это событие, произошедшее в нашем крае, сыграло определённую роль в творчестве Ф.М. Достоевского.

     Нельзя не отметить просто ужасного состояния усадеб во Фрянькове и в Борщёвке.  Уничтожены или в руинах господские дома,  разрушены или в полном запустении храмы. Нет, к сожалению, даже памятных знаков о том, что эти места связаны с семьёй и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованой литературы

 

1. Архипова А.В.  Комментарии. Ф.М. Достоевский.  Дядюшкин сон // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 45 т. Т.2 М., 1988.

2. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев Н.А. Собрание сочинений в 9 т. Т.3. М., 1989.

3. Бочков В.Н. Скажи, которая Татьяна? Образы и прототипы в русской литературе. М., 1990.

4. В мире книг. М., 1962.

5. Великий князь Николай Михайлович. Русский провинциальный некрополь. М., 1994. 

6. Головенченко Ф.М. Белинский в воспоминаниях современников. М, 1943.

7. Достоевский А.М. Десятая квартира. Воспоминания. СПб., 1896.

8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 2008.

9. Достоевский Ф.М.  Идиот. М., 1997.

10. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорблённые. М., 1970.

11. Достоевский Ф.М.  Письмо А.Н. Майкову 18 января 1856. Семипалатинск // Ф.М. Достоевский. Письма 1854-1858. М., 1969.

12. Иванова Л.В., Тихонов Ю.А. Мир русской усадьбы. М., 1995.

13. Изучение наследия Ф.М. Достоевского в вузе и школе. Стерлитамак, 2002.

14. Королёва Лидия Павловна. Беседа от 6 июня 2011 года.

15. Любимов А. Очерки церковной истории. Храм   Пресвятой Богородицы села Борщёвки // Сайт храма Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Стрелка.

16. Магокенко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М., 1969.

17. Наседкин А.А. Достоевский: энциклопедия. М., 2003.

18. Нестеров А.Г., Андреева Т.В. Россия, Урал. Сборник материалов. Т.7. М. 1993.

19. Пчелов Е.В. Рюриковичи: 1000 лет одного рода: история династии. М., 2005.

20. РГИА. Ф. 733. Оп. 123. Д. 1. Л. 93.

21. Рогозин П.П.  Декабрист Шипов // Новая жизнь. 15 июля 1983 г.

22. Рогозин П.П. Декабрист И. Шипов // Новая жизнь. 10 июля 1987 г.

23. Рогозин П.П. Под сенью старых лип // Рабочий край. 6 января 1987 г.

24. Родословная дворянского рода Шиповых // http://katherinesh.narod.ru/simple-spisok.html.

25. Сведения об использовании зданий храмов Фурмановского района // Архивный отдел администрации Фурмановского муниципального района. Ф.36. Оп. 1. Д. 36 Л. 37.

26. Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству  членом костромского губернского статистического комитета кафедрального собора протоиереем Иоанном Беляевым. Кострома, 1863.

27. Телетова А.В. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. М., 1994.

28. Шереметева О.Г. Дневник и воспоминания. М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку

 
Каталог православных сайтов Православная библиотека