VII благочиннический округ - Образ Святой Троицы в русской иконописи
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иваново-Вознесенская и Кинешемская Епархия

VII благочиннический округ

Образ Святой Троицы в русской иконописи

счетчик посещений

 

 

   Мы часто слышим выражение: «Во имя Отца и Сына и Святого духа». Отец, Сын и Святой Дух составляют Святую Троицу. Образ Святой Троицы мы видим на многих иконах.   В начале автор данной статьи  хотел ограничиться рассказом об иконе  Святой Троицы работы Андрея Рублёва. Но в данном случае  мы бы больше сказали о внутреннем мире иконописца, чем о Боге.  Изучение же иконописи должно в первую очередь способствовать Богопознанию. Князь Трубецкой писал, что икона требует от нас, чтобы мы оставили за порогом всякую житейскую пошлость. Пока мы не освободимся от её чар, икона не заговорит с нами. Как же избавиться от житейской пошлости и  через изучение иконы познавать Бога? Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа: « Где двое или трое собраны во имя моё, там Я посреди их». Значит,  лучше рассмотреть несколько иконографических образов Святой Троицы.

В 70-е годы 14 века  в храме Преображения Господня в Новгороде Феофаном Греком  была написана фреска «Ветхозаветная Троица».

 

 

       

Поражают огненные лица и одежды Святой Троицы. Почему же именно такие цвета выбрал иконописец? Отчего такие сосредоточенные лица? Казалось бы, как далёк для понимания человека этот образ.  Но приблизиться  к пониманию его всё же можно.  Исследователь Екатерина Ким  пишет, что  Феофан Грек находился под влиянием святителя Григория Паламы. Центральный вопрос в его трактате – Фаворский свет- свет, преображающий природу человека.  Фаворский свет – это не творение, а видимое выражение силы Божьей.  Вот почему такой цвет лиц Святой Троицы.  С Паламой также связывают расцвет исихазма – подвига молитвы и молчания, внутренней сосредоточенности.  Это объясняет и  сосредоточенность лиц Святой Троицы.  Взирая на образ Троицы работы Феофана Грека, нельзя не вспомнить книгу архимандрита Киприана «Восхождение к Фаворскому свету». Вся жизнь христианина и должна быть путём к этому свету. Но поскольку он видимое проявление силы Божьей, достичь его можно только через Богопричастность.

    Итак, образ Святой Троицы кисти Феофана Грека напоминает нам о славе Божьей, о своём несовершенстве, необходимости Богопричастности.

Удивляет икона Святой Троицы работы Андрея Рублёва.    

                                                                                           

 

 

 Казалось бы, как разнятся изображения Феофана Грека и Андрея Рублёва, но и между ними тонкая духовная связь. Дело в том,  что Андрей Рублёв был выходцем из Свято-Троицкого Сергиевского монастыря. Преподобный  же Сергий верил, что взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего. События эпохи удельной Руси, когда бесконечные княжеские распри ослабили страну, стали одной из причин установления монгольского ига, остро поставили вопрос о единении народа. Разве можно найти более яркий пример единения  в любви, чем Святая Троица.  Есть ли более яркая иллюстрация этому, чем работа Андрея Рублёва. Какие кроткие, чистые, лучезарные лица.   Как же привёл Господь  Андрея Рублёва к этому шедевру? До конца ответить на этот вопрос невозможно. Можно только заметить, что без духовного единения Рублёва и Сергия Радонежского этой иконы просто бы не было. Не видя, не чувствуя всем сердцем единения в любви, разве смог бы создать Андрей Рублёв такую иллюстрацию этого. Обратите внимание на то, что расстояние между лицами Троицы практически отсутствует. Троица – единосущная и нераздельная.

Другой замечательный образ Святой Троицы принадлежит кисти Гурия Никитина  Кинешемцева.  

 

  Бросается в глаза, что между лицами Святой Троицы Сара и Авраам, при этом единство и нераздельность Троицы не нарушается. На мой взгляд, это может служить иллюстрацией возможности Богопричастности и для человека. На иконе работы Рублёва на столе только одна чаша, а на иконе Гурия Никитина целое изобилие.  Изображение Сары и Авраама между лицами Святой Троицы и изобилие на столе могут быть связаны. Это может свидетельствовать о богатой милости Бога к человеку.

   Итак, изучение образа Святой Троицы в русской иконописи позволяет понять, что каждая икона открывает для нас  отдельное свойство Святой Троицы. Троица для нас образец любви, единения.  Нам указывается на необходимость Богопричастности, которая возможна.


Назад к списку

 
Каталог православных сайтов Православная библиотека